Детский сад - онлайн                                                Консультационный центр Василеостровского района 

­­

­

Консультации по организации сюжетно-ролевой игры 

Сюжетно-ролевые игры у детей 4-5 лет

Горбунова Марина Игоревна,
воспитатель ГБДОУ детский сад № 29 комбинированного вида
Василеостровского района Санкт-Петербурга
Дети постоянно хотят играть. Посмотрите, как они это делают в детском саду. Поиграйте с ними!
Умение общаться, строить и поддерживать дружеские взаимоотношения и взаимодействовать, сотрудничать и сосуществовать с людьми - это необходимые составляющие полноценно развитой и самореализованной личности, это залог успешного психического здоровья человека. Игра - основной вид деятельности детей дошкольного возраста, в процессе которой развиваются его внимание, память, умственные способности и познавательные интересы, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения жизненного опыта. В игре ребенок учится подчинять свое поведение правилам игры, познает правила общения с людьми. Игры, которые создаются самими детьми, называются творческими или сюжетно-ролевыми.
Уже к 4-5 годам дети способны организовать, развить небольшую сюжетную линию. Дети учатся взаимодействовать друг с другом в ходе того или иного сюжета. Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнеров, сами устанавливают игровые правила, следует за их выполнением, регулируют взаимоотношения.
Чем старше дети, тем четче, ярче сюжетная линия. Если в младшем дошкольном возрасте сюжетную линию предлагает, организует взрослый, то в старшем дошкольном возрасте дети сами выбирают сюжет, распределяют роли, озвучивают правила той или иной игры. Взрослый помогает, поддерживает детскую инициативу, направляя в нужное «русло», помогает урегулировать конфликты.
Яркими примерами сюжетно-ролевых игр выступают такие сюжеты как: «Семья», «В поликлинике», «Аптека», «Салон красоты» или «Парикмахерская», «В маршрутке», «Строители» и многие другие.
Дети нашей группы часто играли в сюжетно-ролевые игры – до самоизоляции.
"Маршрутка"
"Парикмахерская"
"Поликлиника"
"Поликлиника"
"Семья"
Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке. Игры позволяют ребенку в воображаемой ситуации осуществлять любые привлекающие его ролевые действия, функции, включаться в разнообразные события. Сюжетно-ролевая игра – это взаимодействие маленького человека с миром, это способ его самореализации и самовыражения. В игре ребенок таков, каким ему хочется быть, он - участник событий. В сюжетно-ролевой игре ребенок имеет возможность переработать полученные из окружающего мира впечатления, знания, здесь ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.
В настоящее время особенно актуален вопрос проблемы сюжетно-ролевой игры, ее организации в семье. Педагоги и психологи отмечают, что игровая деятельность претерпевает существенные изменения: занимает все меньше времени в жизнедеятельности дошкольника, вытесняется другими видами деятельности – просмотром ТВ, компьютерными играми (игры на современных айпадах, смартфонах), что безусловно отражается на общем развитии дошкольника, его общении со взрослыми и сверстниками. Не секрет, что современные гаджеты стимулируют зрительное восприятие информации. Между тем, слуховые способы коммуницирования без визуальной поддержки нередко «хромают», поэтому дети не слышат обращенную речь, не запоминают, не воспроизводят информацию, полученную в устной форме.
Поэтому, уважаемые родители, найдите свободное время в течение дня и посвятите его совместной игре со своими детьми!
Предлагаю Вам подборку популярных детских сюжетно — ролевых игр. Здесь Вы узнаете, как играть в такие игры, что для них понадобится, чему научат они Вашего ребенка.
Обращаю Ваше внимание на то, что игра — это навык, и этому навыку нужно ребенка учить. Так как для детей 4-5 лет основной способ обучения — это совместная игра, то для начала поиграйте вместе с малышом: пусть он понаблюдает за Вами и начнет потом действовать самостоятельно. Вы только будете руководить этой игрой.
Сюжетно — ролевая игра «Больница»
Возникновению интереса к сюжетно-ролевой игре способствует чтение литературы по теме, например, А. Крылов «Заболел петух ангиной»
Для игры понадобится докторский игровой набор и замещающие атрибуты: кубики, бруски, шарики, флакончики, трубочки, молоточки, аптечка и т. п.
В качестве пациентов могут выступать забавные зверушки, куклы, сказочные персонажи. Роль врача сначала выполняет взрослый, используя разнообразные ролевые действия, после чего передает главную роль ребенку, наблюдая за ходом игры. В это время, родитель может позвонить по телефону и спросить, как идут дела в больнице, провести консультацию, посоветовать хорошее лекарство.

Сюжетно — ролевая игра «Купание куклы»
Если Ваш малыш не любит купаться, мыть голову, то предложите ему побыть кукольным родителем и поиграйте с ним в купание куклы. Капризы, скорее всего, больше не повторятся.
В этой игре у малыша будет возможность проявить о ком-то заботу, а также одновременно он сможет выучить названия туалетных принадлежностей.
Для игры Вам понадобятся: тазик или ванночка для кукол, кукла, которую можно мочить (лучше — пупсики), мочалка, мыло, полотенце, халатик.
Как играть: действуйте так же, как и с собственным ребенком. Налейте с малышом воду в ванночку. Разденьте куклу, опустите ее в ванночку, помойте ее с мылом и мочалкой, вытащите из воды, вытрите полотенцем, наденьте халатик или пижамку. Укачайте и спойте колыбельную песенку.

Сюжетно — ролевая игра «Накрываем на стол и приглашаем к столу»
Чтобы научить ребенка правильно вести себя за столом, нужно не просто объяснять ему, как это делать. Гораздо важнее проиграть эту ситуацию, прожить ее.
Для игры понадобятся: столик и стульчики (можно настоящие, можно кукольные), посудка, салфетки, еда, чай, куклы-гости.
Как играть? Застелите стол скатертью, распределите места — кто где будет сидеть, разложите салфетки, сервируйте стол вместе с малышом, потом вежливо пригласите гостей за стол.
Перед началом этой игры можно вместе с ребенком испечь настоящий пирог или сделать вкусный салат и угостить им гостей.

"Сюжетно — ролевая игра «Семья"
Она наиболее популярна среди детей, вполне уместно поиграть в семью и в гостях, и на детском празднике, и в семейном кругу. Причем роли могут быть распределены как угодно: настоящая мама может исполнять роль маленькой дочки, а папой может стать 4-летний мальчик. Чтобы хорошо войти в роль, используйте различные атрибуты — личные вещи, одежду, игрушки. Перед началом игры обговорите, чем занимается каждый член «семьи». Допустим, дочка ходит в детский сад, играет, помогает маме, смотрит за кошкой и т. д. Папа работает, говорит по телефону, смотрит телевизор, гуляет с собакой, ходит в магазин, пылесосит. Мама готовит, стирает, гладит, играет с детьми.
Играя в семью, можно использовать кукол — это будет кукольная семья, или мягкие игрушки — это семья животных.
Перед игрой некоторые атрибуты можно изготовить совместно с ребенком. Например, можно самим сделать кукол, сшить постельные принадлежности, одежду для кукол.
Таким образом, игра в семью помогает ребенку усвоить правила поведения в семье, «примерить» на себя разные социальные роли, установить, углубить, расширить понимание семейных взаимоотношений.
Аналогичным образом можно поиграть с ребенком по сюжетам: «Большая уборка», «Парикмахерская», «Семейный выходной», «Лечим больного медвежонка», «День рождения куклы», «Проезд в автобусе», «Строительство» и многое другое.
Самоизоляция - мера вынужденная, но, тем не менее, - один из поводов организации развивающих игр для детей и возможность поиграть всей семьей.
Уважаемые родители, играйте со своими детьми в сюжетно-ролевые игры, потому что игра – это оказывается не пустая забава! На тесное общение с детьми всегда не хватает времени, наконец, оно появилось.