Назад к списку

Дидактические игры как одно из приоритетных направлений в экологическом воспитании дошкольников

Автор статьи:Курьянова Полина Владимировна 

 Статья по теме:Дидактические игры как одно из приоритетных направлений в экологическом воспитании дошкольников 

Аннотация: В статье рассматривается использование дидактических игр в экологическом воспитании дошкольников, приводятся примеры дидактических игр экологического содержания и описывается методика их применения. 

Ключевые понятия: дидактические игры, экологическое воспитание, экологическое сознание. 

Человек – часть природы, он «произрастает» из нее, существует в ней, взаимодействует с ее объектами и компонентами. На Земле сложились уникальные условия для возникновения жизни: комфортная температура, наличие воды и воздуха, растительного мира, все это обусловило появление большого многообразия живых организмов на нашей планете. Но любое изменение, неграмотное вмешательство может нарушить хрупкий баланс в природе и повлечь за собой тяжкие последствия для всего человечества. Именно поэтому утверждение о том, что природа сможет существовать без человека, а человек без нее – нет, актуально как никогда. 

В настоящее время воздействие человеческого общества на окружающую среду превратилось в острую глобальную проблему: загрязнение окружающей среды, исчезновение различных видов животных и растений, нерациональное использование природных ресурсов, всё это может привести к необратимым последствиям. Для предотвращения мировой экологической катастрофы, нужно чтобы общество предпринимало меры по охране и восстановлению окружающей среды, изменило свое отношение к потреблению природных ресурсов, а также более основательно осуществляло экологическое воспитание подрастающего поколения. Именно поэтому особую значимость среди направлений дошкольного образования приобретает экологическое воспитание, и это неудивительно, ведь дети – это будущее нашей планеты, и через несколько десятилетий именно от них будет зависеть судьба природы и всего живого на планете. Воспитание интереса, любви, уважения, ответственного отношения к окружающему миру, к миру природы следует начинать с самого раннего возраста. 

В период дошкольного детства у ребенка закладываются черты характера и моральных качеств личности, формируются основы правильного нравственного отношения к окружающему миру. Именно в дошкольном возрасте ребенок получает эмоциональные впечатления от знакомства с объектами и явлениями природы, накапливает представления о разных формах жизни, изучает законы природы, учится видеть экологические проблемы и решать их, применяя свое творческое и нестандартное мышление, учится беречь окружающий мир, правильно вести себя в природе. У ребенка формируются первоосновы экологического мышления и закладываются начальные элементы экологической культуры. 

Основная задача родителей и педагогов научить малыша ценить, беречь окружающую среду и жить в гармонии с природой. Для того, чтобы у ребенка сформировалось особое, заботливое, внимательное отношение к природе его нужно увлечь этой темой с самого раннего возраста. Заинтересовать ребенка смогут совместные с родителями прогулки в лесу, парках, скверах, заповедниках - непосредственное личное знакомство с местной флорой и фауной. Просмотры документальных и художественных фильмов и познавательных телепередач о природе помогут расширить кругозор малыша, сформировать первоначальную мотивацию для дальнейшего изучения и более глубокого знакомства с природой. Беседы о том, какую пользу приносят объекты неживой природы, а также растения, животные, насекомые людям и окружающей среде, к каким последствиям может привести воздействие человека на природу, помогут ребенку осознать взаимосвязь природы и общества и подведет к пониманию личной ответственности за состояние и улучшение природной среды. 

Главным и первым воспитателем ребенка являются его родители, поэтому, безусловно, огромное влияние оказывает личный пример окружающих его взрослых, их поведение и привычки способствуют формированию личности малыша. Таким образом, родителям важно проявить инициативу по созданию определенных экологических привычек, правил, традиций в семье, которые будут направлены на формирование экологической культуры. Например привычка беречь воду: не оставлять открытым кран после гигиенических процедур или мытья посуды, а также когда чистишь зубы и намыливаешь волосы, принимать короткий душ и использовать средний напор воды, использовать дождевую воду для полива сада и огорода. Привычка экономно использовать электричество, чтобы уменьшить негативное воздействие на окружающую среду. Привычка экономно использовать бумагу, потому что для производства бумаги используют деревья. Собирать ненужные газеты, журналы, использованные бумажные листы и сдавать в макулатуру, тем самым способствуя сохранению леса. Привычка не загрязнять окружающую среду: убирать за собой мусор после пребывания на отдыхе, использовать многоразовую посуду и упаковку, прежде чем выбросить что-либо сломанное стоит подумать, возможно, вещь можно починить, или ей можно подарить вторую жизнь, придумать ей новые функции. При возможности выбрасывайте отходы в специальные контейнеры для раздельного сбора мусора. Это важно для правильной утилизации и переработки отходов. Основным видом деятельности у ребенка в дошкольном возрасте является игровая активность. Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Педагог В.А.Сухомлинский писал, что «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Поэтому для педагогов и родителей очень важно играть с ребенком в игры экологической направленности. 

Вашему вниманию предлагаю варианты игр по экологии и охране окружающей среды, которые способствуют формированию экологической культуры личности, в увлекательной форме доносят экологические знания, а также помогают привлечь внимание к решению экологических задач и проблем.

 «Что было бы, если из леса исчезли…» 

Цель: Помочь ребенку осознать связь всех компонентов экосистемы. Ход: Взрослый предлагает убрать из леса насекомых:- Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы? Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться. 

«Да – нет» 

Цель: Уточнять текущие знания о природных обитателях. Развивать память, мышление. 

На все вопросы ведущего можно отвечать только словами «да» или «нет». Водящий выйдет за дверь, а мы договоримся, какое животное (растение) мы ему загадаем. Он придёт и будет нас спрашивать, где живёт это животное, какое оно, чем питается. Мы ему будем отвечать только двумя словами.

 «Умелые руки» 

Цель: Развивать фантазию, воображение, творческий подход к решению задач. Предложите ребенку изобрести и изготовить полезные для хозяйства предметы из различных упаковочных, бросовых материалов — коробок, банок, бутылок и других материалов. 

 «Интересные истории»

 Цель: Формировать умение видеть экологические проблемы и передавать ее в рассказе или истории. 

Развивать связную речь, активизировать словарь на тему экология. Взрослый или педагог ставит задачу: «придумать увлекательную историю на любую экологическую тему. 

 «Изобретение» 

Цель: Развивать фантазию, воображение, творческий подход к решению задач. 

Ребенку предлагается изобрести прибор, аппарат, машину, приспособление, средство народной медицины, блюдо и другие технические средства, предметы быта и средства жизнеобеспечения, которые способствуют сохранению и улучшению состояния окружающей среды и здоровья человека.Игроки могут объединяться в творческие группы и совместно разрабатывать какое-нибудь изобретение. Затем изобретатели рассказывают об основной идее своего изобретения, все остальные участники игры задают вопросы.

 «Сортировка мусора» 

 Цель: повышение уровня экологической культуры и информированности о проблеме обращения с отходами. 

Детям предлагается разложить разные виды мусора и отходов по специальным контейнерам «Стекло», «Пластик», «Бумага», «Бытовые отходы», «Металл». Отходы могут быть настоящими, а могут быть в виде картинок и изображений . 

«Город будущего» 

 Цель: Развивать фантазию, воображение, творческий подход к решению задач. 

Ребенку предлагается составить рисунок и рассказ о том городе будущего, в котором он хотел бы жить, учитывая воздействие на человека и окружающую среду. 

 «Воздух, земля, вода» 

Цель: Закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность. 

Вариант 1.Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например, «сорока». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребенок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т.д. 

Вариант 2. Воспитатель называет слово «воздух» ребенок поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающие на земле; на слово «вода» - обитателя рек, морей, озер и океанов. 

 «Природа и человек» 

Цель: Закрепить и систематизировать знания детей о том, что создано человек и что дает человеку природа.Воспитатель проводит с детьми беседу, в процессе которой уточняет их знание о том, что окружающие нас предметы или сделаны руками людей или существуют в природе, и человек ими пользуется; например, лес, уголь, нефть, газ существует в природе, а дома, заводы создает человек.  

«Что сделано человеком»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.

 «Что создано природой»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.Дети ловят мяч и отвечают на вопрос. Кто не может вспомнить, пропускает свой ход.

 «Что из чего сделано?» 

Цель: познакомить  определением материалом, из которого сделан предмет. 

Дети вынимают из мешочка разные предметы и называют, указывая, из чего сделан каждый предмет. 

 «Кто чем питается?» 

Цель: Закрепить знания у детей, чем питаются звери. Развивать познавательный интерес. 

В мешочке находятся: мед, орехи, сыр, пшено, яблоко, морковь и т.д.Дети достают пищу для зверей, угадывают, для кого оно, кто чем питается. 

 «Береги природу» 

Цель: Закреплять знания об охране объектов природы. 

На столе картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т.д. Взрослый убирает одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например: убирает птицу – что будет с остальными животными, с человеком, с растениями и т.д. 

 «Я знаю» 

Цель: Закреплять знания о природе. Развивать познавательный интерес. 

Дети становятся в круг, в центре – воспитатель с мячом. Воспитатель бросает ребёнку мяч и называет класс объектов природы (звери, птицы, рыбы, растения, деревья, цветы). Ребёнок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю пять названий зверей» и перечисляет (например, лось, лиса, волк, заяц, олень) и возвращает мяч воспитателю.Аналогично называются другие классы объектов природы. 

«Что полезно, а что нет? "

Цель: Формировать у детей представления о полезных для здоровья продуктах, пользе овощей и фруктов, о правильном питании. Помочь детям осознать, что часто рекламируемые продукты не самые полезные. Научить детей осознанно подходить к своему питанию. 

Ребенку раздается игровое поле, на поле ребенок раскладывает только те карточки, на которых изображены продукты полезные для организма человека. Карточки, на которых изображена вредная еда, откладываются в сторону.

 "Опасно - не опасно" 

Цель: Формировать умение отличать опасные для жизни ситуации, грозящие их здоровью и здоровью окружающих, от неопасных; предвидеть и предупреждать результаты возможного развития ситуации; закреплять и соблюдать правила безопасного поведения в различных ситуациях;Демонстрационный материал: набор дидактических картинок с изображением опасных и неопасных для жизни и здоровья ситуаций, карточек с зеленым и красным цветом. 

Ход игры:

1. Внимательно прослушав рассказ воспитателя, дети поднимают красную карточку, если есть опасность, и зеленую, если ее нет. 

2. Ребята внимательно рассматривают дидактические картинки, которые показывает воспитатель, затем поднимают красную карточку, если есть угроза для жизни и здоровья; зеленую - если опасности нет. При этом в каждом случае объясняют свое решение. 

3. Воспитатель предлагает детям самостоятельно поработать с дидактическими картинками; под красную карточку надо положить картинки с изображением опасных для жизни ситуаций, под зеленую - с изображением неопасных ситуаций. 

 «Наши помощники растения» 

Цель : закрепить у детей представления о том, как помочь себе и другим оставаться всегда здоровым. 

Ход игры: Игра проводится по принципу лото. У детей карты с изображением лекарственных растений. Воспитатель показывает картинки с аналогичными рисунками. Ребёнок, у которого есть это растение, рассказывает о его использовании для лечения. Если сказал правильно, получает картинку. Выигрывает тот, кто первым закроет свою карточку. 

 «Лесник» 

Цель: закрепить знания детей о правилах поведения человека в лесу; упражнять в распознавании предупреждающих экологических знаков. 

Ход игры: дети поочередно выполняют роль лесника, который выбирает один из экологических знаков, лежащих в перевернутом состоянии на столе, и знакомит участников игры с лесными объектами, которые этот знак представляют; рассказывает, как следует вести себя в лесу, находясь рядом с данными объектами. 

Игра – путь детей к познанию мира. Использование игровых обучающих ситуаций на занятиях помогает выработать у детей основы экологических навыков, закрепить элементарные научные представления, о природе и взаимосвязях в ней, воспитать эмоциональное и нравственное отношение ко всему живому. Экологическое обучение и воспитание через игру является самым результативным и естественным. Дети получают экологические знания, формируют целостный взгляд на природу и место человека в ней.